Профессии связанные с обработкой информации


Что такое профессия?

Профессией объединены все люди, занятые каким то конкретным видом труда. Чаще всего люди одной профессии имеют сходные интересы, знания, навыки, образ жизни.

Слово «профессия» - это «система знаний, умений и навыков, присущая определенному человеку». Говорят: «Он овладел профессией», «У него есть профессия». Профессией также называют разновидность деятельности или работы.

Профессией можно назвать необходимую для общества и ограниченную (вследствие разделения труда) область приложения обработкой физических и духовных сил человека, дающую ему возможность существования и развития.

А что такое «специальность»? По значению оно близко к понятию «профессия». «Специальность» - более узкое определение деятельности и соответствует разновидности области труда в пределах одной профессии. Например, профессия «учитель», специальность- "учитель физики" или "учитель начальных классов" и т.д. То же самое можно сказать и о других профессиях: "врач", специальность - педиатр, хирург, стоматолог..., профессия «юрист» - специальность адвокат, прокурор, нотариус..., профессия «слесарь» - специальность слесарь аварийно-восстановительных работ, слесарь-инструментальщик, слесарь механик... и т.д.

Мир профессий изменчив. Люди создают новые профессии, объединяют или устраняют устаревшие профессии.

Человек в своей работе имеет какой либо предмет труда, в зависимости от профессиональной деятельности. В зависимости от предмета труда все профессии подразделяются на пять типов.

1 тип профессии «человек-природа»

Здесь главный, ведущий предмет труда - природа.

Профессии: озеленитель, семеновод, мастер-животновод, зоотехник, агроном, кинолог, лаборант химико-бактерио-логического анализа и др.

Среди профессий типа «человек-природа» можно выделить профессии, предмет труда которых: растительные организмы, животные организмы, микроорганизмы. Указанное деление не означает, конечно, что труд человека направлен только на упомянутые выше предметы. Растениеводы, например, работают в коллективе, используют разнообразную технику, занимаются вопросами экономической оценки своего труда. Но все же главный предмет внимания и забот растениеводов - растения и их среда существования.

При выборе профессии этого типа очень важно разобраться, как именно Ты относишься к природе: как к месту для отдыха или как к мастерской, в которой Ты собираешься отдавать все свое творчество.

И еще один момент, который надо учитывать при выборе профессии - особенность биологических объектов труда состоит в том, что они сложны, изменчивы (по своим внутренним законам), нестандартны. И растения, и животные, и микроорганизмы живут, растут, развиваются, а также болеют, гибнут. Специалисту нужно не просто очень много знать о живых организмах, но предвидеть возможные изменения в них, которые подчас необратимы. От человека требуется инициатива и самостоятельность в решении конкретных трудовых задач, заботливость и дальновидность.

2 тип профессии «человек-техника»

Здесь главный, ведущий предмет труда - технические объекты (машины, механизмы), материалы, виды энергии.

Профессии:        столяр,         техник-металлург,       инженер-механик,                         архитектор, электромонтажник, радиомеханик и др. Конечно, труд работников здесь направлен не только на технику, но все же ведущий предмет профессионального внимания - область технических объектов и их свойств.

Среди профессий типа «человек-техника» можно выделить:

♦профессии по обработке и использованию неметаллических промышленных материалов, изделий, полуфабрикатов;

♦профессии по производству и обработки металла, механической сборки, монтажу машин, приборов;

♦профессии по ремонту, наладке, обслуживанию технологических машин, установок, транспортных средств;

♦профессии по монтажу, ремонту зданий, сооружений, конструкций;

профессии по сборке, монтажу электрооборудования, приборов, аппаратов;

♦профессии по ремонту, наладке, обслуживанию электрооборудования, приборов, аппаратов;

профессии, связанные с применением подъемных, транспортных средств, управление ими;

♦профессии по переработке продуктов сельского хозяйства.

При обработке, преобразовании, перемещении или оценке технических объектов от работника требуются точность, определенность действий. Поскольку технические объекты практически всегда создаются самим человеком, в мире техники имеются особенно широкие возможности для новаторства, выдумки, технического творчества. Наряду с творческим подходом к делу в области техники от человека требуется высокая исполнительская дисциплина.

3 тип профессии «человек-человек»

Здесь главный, ведущий предмет труда - люди.

Профессии: врач, учитель, психолог, парикмахер, экскурсовод, менеджер, руководитель художественного коллектива и др.

Среди этого типа профессий можно выделить:

♦профессии, связанные с обучением и воспитанием людей, организацией детских коллективов;

♦профессии, связанные с управлением производством, руководством людьми, коллективами;

♦профессии, связанные с бытовым, торговым обслуживанием;

♦профессии, связанные с информационным обслуживанием;

♦профессии, связанные с информационно-художественным обслуживанием людей и руководством художественными коллективами;

♦профессии, связанные с медицинским обслуживанием.

Для успешного труда по профессиям этого типа нужно научиться устанавливать и поддерживать контакты с людьми, понимать людей, разбираться в их особенностях, а также овладеть знаниями в соответствующей области производства, науки, искусства. Профессионально важные качества, которые очень важны в работе:

♦устойчивое хорошее настроение в процессе работы с людьми;

♦потребность в общении;

♦способность понимать намерения, помыслы, настроения людей;

♦умение быстро разбираться во взаимоотношениях людей;

♦умение находить общий язык с разными людьми.

4 тип профессии «человек-знаковые системы»

Здесь главный, ведущий предмет труда - условные знаки, цифры, коды, естественные или искусственные языки.

Профессии:   переводчик,   чертежник,   инженер,   топограф,   секретарь-машинистка, программист и др.

Профессии типа «человек - знаковые системы» включают:

♦профессии, связанные с оформлением документов, делопроизводством, анализом текстов или их преобразованием, перекодированием;

♦профессии, предметом труда в которых являются числа, количественные соотношения;

♦профессии, связанные с обработкой информации в виде системы условных знаков, схематических изображений объектов.

Чтобы успешно работать по профессии, нужны особые способности мысленно погружаться в мир, казалось бы, сухих обозначений, отвлекаться от собственно предметных свойств окружающего мира и сосредотачиваться на сведениях, которые несут в себе те или иные знаки. При обработке информации в виде условных знаков возникают задачи контроля, проверки, учета, обработки сведений, а также создания новых знаков, знаковых систем.

5 тип профессий «человек-художественный образ»

Здесь главный, ведущий предмет труда - художественный образ, способы его создания и построения.

Профессии: артист, художник, музыкант, дизайнер, резчик по камню, литературный работник.

Профессии типа «человек-художественный образ» включают:

♦профессии, связанные с изобразительной деятельностью;

♦профессии, связанные с музыкальной деятельностью;

♦профессии, связанные с литературно-художественной деятельностью;

♦профессии, связанные с актерско-сценической деятельностью.

Одна из особенностей профессий типа «человек-художественный образ» состоит в том, что значительная доля трудовых затрат остается скрытой от стороннего наблюдателя. Более того, нередко прилагаются специальные усилия для создания эффекта легкости, непринужденности конечного результата труда.

По условиям труда выделяют четыре группы профессий:

♦труд в условиях обычного (бытового) микроклимата (бухгалтер, инженер, программист, секретарь-референт);

♦труд с пребыванием на открытом воздухе с резкими перепадами температуры, влажности (строитель, пожарник, полевод, агроном);

♦труд в необычных условиях: под землей, под водой, на высоте, в воздухе, в горячих цехах, в цехах с неизбежными производственными вредностями (летчик, шахтер, водолаз, аппаратчик);

♦труд с повышенной моральной ответственностью за здоровье, жизнь людей, за большие общественные, материальные ценности (учитель, врач, инженер по технике безопасности, аудитор).

 


Источник: http://mshi1.minsk-region.edu.by/ru/main.aspx?guid=2521



Рекомендуем посмотреть ещё:


Закрыть ... [X]

Управление персоналом: теория и практика. Организация профориентации Вязаные шарфы ручная работа

Профессии связанные с обработкой информации Профессии связанные с обработкой информации Профессии связанные с обработкой информации Профессии связанные с обработкой информации Профессии связанные с обработкой информации Профессии связанные с обработкой информации Профессии связанные с обработкой информации Профессии связанные с обработкой информации