Закрыть ... [X]

Современная оздоровительная аэробика связана с именем кого

1.1. КРАТКАЯ ИСТОРИЯ ВОПРОСА

Еще в античном мире физические упражнения под музыку применялись для развития хорошей осанки, походки, пластичности движений, наконец, силы и выносливости. Одной из разновидностей греческой гимнастики была орхестрика - гимнастика танцевального направления. Ее справедливо можно считать предшественницей всех существующих ритмических и ритмопластических систем упражнений, включая современную художественную гимнастику [84].

На рубеже XIX-XX в. формируется направление гимнастики, связанное с именем французского физиолога Ж. Демени. Его система физических упражнений была основана на ведущем значении ритма и гармонии движений, ритмичном чередовании расслабления и напряжения мышц. «Гимнастика Ж. Демени базируется на естественных движениях, она чужда преклонения перед формой во имя принципа» [84].

Большое значение Ж. Демени придавал развитию ловкости и гибкости. Под этим подразумевалось умение выполнять движения, правильно напрягая необходимые группы мышц и расслабляя второстепенные. Таким образом, автор основывался на экономичности функционирования организма, основой которой считал правильную технику движения.

Ж. Демени настаивал на том, чтобы все движения были амплитудными, непрерывными, «закругленными» и выполнялись по всем направлениям. Он особо подчеркивал непрерывность движения, закладывая этим основу метода поточного выполнения упражнений. Использование этого метода является одной из характерных особенностей ритмической гимнастики и аэробики.

Говоря о «непрерывности», Ж. Демени имел в виду то, что «все движения должны делаться без остановок между фазами, это обеспечит правильное кровообращение и не вызовет усталости в мышцах» [84].

Ж. Демени имел много последователей, в том числе Б. Менсендик, разработавшую функциональную женскую гимнастику. Основными ее задачами были: укрепление здоровья при помощи гигиенической гимнастики, развитие силы, воспитание искусства движений в форме танца. Ритм движения она связывает с ритмом дыхания, которое считала важнейшей функцией организма. В гимнастике Б. Менсендик широко использовались корригирующие упражнения, многие ее рекомендации применяются в области лечебной физической культуры.

В середине XIX в. началось увлечение выразительностью и ритмом движений. Родоначальником этого направления был Ф. Дельсарт. Система Ф. Дельсарта охватывала наряду с умением выразительно петь владение жестом, мимикой, движениями и позами, поэтому она получила название выразительной гимнастики [18].

Среди последователей Ф. Дельсарта особо известна А. Дункан, являющаяся создателем танцевальной гимнастики для женщин. А. Дункан выступала с резким отрицанием классической школы в балете, отстаивала идею всеобщего художественного воспитания. Особое значение она придавала гимнастике, считая ее основой всего физического воспитания.

Значительный рост популярности ритмики начался в начале XX в. Он связан с именем Э.Ж. Далькроза. Ему принадлежит открытие значения чувства ритма в физической деятельности человека. Им впервые был применен термин «ритмическая гимнастика».

Основа метода Э.Ж. Далькроза - органическое совпадение музыки и движения. Ему удалось создать своего рода нотную грамоту движений, с помощью которой он развивал у играющих чувство ритма. В дальнейшем от простой помощи музыканту ритмическая гимнастика перешла к широким задачам воспитания через движения, то есть к физическому воспитанию. «Ритмическая гимнастика имеет своей целью усиление силы и гибкости, подвижности мышц во времени и пространстве. Мой метод ритмической гимнастики стремится к тому, чтобы движение стало искусством», - писал Э.Ж. Далькроз [84]. Теория Э.Ж. Далькроза распадается на три части: ритмическая гимнастика в узком смысле слова, развитие слуха (сольфеджио), музыкальная пластика и импровизация. Автор классифицировал движения не по органическому признаку, а по художественной образности.

Существовавшие в России спортивно-танцевальные студии были одобрены и поддержаны правительством в первые же годы советской власти. В обращении Государственной комиссии по просвещению от 16 апреля 1918 г. указывалось, что массовая ритмическая гимнастика является одним из важных средств физического воспитания детей. В 1919 г. была создана «Студия пластического движения» З.Д. Вербовой. Студия готовила преподавателей гимнастики для школ и техникумов. Кроме других дисциплин в программу входили ритмическая гимнастика и сольфеджио по Э.Ж. Далькрозу, пластика, акробатика, танец и составление произвольных упражнений.

В 20-х гг. в Москве и Ленинграде появилось множество студий танца, основной из которых стала студия Л.Н. Алексеевой, носившая название «Школа-лаборатория художественной гимнастики». Одним из методов преподавания Л.Н. Алексеевой был метод художественно-эмоционального воспитания женщин с помощью танцевально-ритмического движения.

В студию привлекались женщины вне зависимости от возраста и сложения. Система Л.Н. Алексеевой и в настоящее время развивается многими ее последователями.

Основной отличительной особенностью гимнастической аэробики является выполнение упражнений под аккомпанемент современных эстрадных мелодий с ясно выраженным ритмом. В основе подобных мелодий лежит джазовое направление в музыке. Распространение и популярность джазовой музыки наблюдается в последние 60-70 лет, в ее основе лежат негритянские мелодии. Характерной особенностью этой музыки является то, что она неотделима от движений человеческого тела, неразрывно связана с хлопками, притопываниями и носит в своей основе ритмическую полифонию. В процессе эволюции джазовая музыка претерпела три этапа: классического джаза, период свинга и период современного джаза, одной из разновидностей которого является современное направление в эстрадной музыке.

В конце 60-х гг. появляется новая форма гимнастики с использованием ритмичной музыки - джаз-гимнастика. Основателем этого гимнастического направления является М. Бекман - автор книги «Джаз-гимнастика». Особенности джаз-гимнастики заключаются в следующем:

а) проведение занятий с минимальным количеством времени на объяснение, высокая моторная плотность;
б) использование средств из области искусства в преломлении задач физического воспитания;
в) выполнение упражнений под музыку;
г) несоревновательная направленность занятий.

В 70-х гг. появляется такая форма оздоровительной физической активности, как аэробные танцы, основоположником которой является Дж. Соренсен. Программа аэробных танцев включает в себя ритмичный бег, прыжки, наклоны, махи, а также множество танцевальных шагов и движений. По структуре и содержанию занятий аэробные танцы стоят ближе всего к современной ритмической гимнастике и аэробике.

Подводя итог всему вышесказанному, можно отметить, что современная аэробика не является новым видом физической культуры, появившимся в наши дни. Она является одной из разновидностей гимнастики, образовавшейся на фундаменте основной гимнастики и впитавшей в себя элементы европейских гимнастических школ, элементы восточной культуры, а также элементы танцевальной и хореографической подготовки.

Термин «аэробика» был впервые введен К. Купером в 1960 г. Происхождение его идет от слова «аэробный», то есть идущий с участием кислорода, что имеет под собой физиологическую основу. К. Купером была предложена очковая, строго дозированная система физических упражнений, имеющих аэробный характер энергообеспечения (бег, плавание, лыжи). Автор предложил четкую и логично построенную систему самооценки с помощью таблиц, которые позволяют достаточно точно оценить свое физическое состояние и тот прогресс, который приносят ему регулярные физические упражнения. «Возрастные» таблицы К. Купера делают аэробику доступной практически для всех контингентов населения. Именно аэробный характер физических упражнений придает им особую оздоровительную ценность.

Вначале К. Купер в своей системе оздоровительных занятий предлагал только циклические виды спорта, но вскоре он расширил диапазон применяемых средств и наряду с другими включил в нее гимнастическую аэробику.

В то время как джаз-гимнастика захватывает Европу, в Америке бурно развивается аналогичное направление под названием «аэробические танцы». Известные актрисы Джейн Фонда, Синди Ром, Марлен Шарель и другие ведут телевизионные программы. Их высокое актерское мастерство и двигательная культура способствуют популяризации танцевальной аэробики.

В конце 80-х и начале 90-х гг. появляются новые виды аэробики: степ, слайд, резист-A-бол (фит-бол), аквааэробика и др.

1.2. ОСОБЕННОСТИ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ АЭРОБИКИ КАК ВИДА ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Существует множество различных систем в аэробике, которые объединяет возможность эффективного развития выносливости, силы, гибкости, координации движений и других физических качеств. Именно разнообразие, постоянное обновление логически выстроенных, научно обоснованных программ, высокий эмоциональный фон занятий благодаря музыкальному сопровождению позволяют аэробике на протяжении уже двух десятилетий удерживать высокий рейтинг среди других видов оздоровительной физической культуры, использоваться в системе подготовки спортсменов различных специализаций и выделиться в самостоятельный вид спорта - спортивную аэробику.

Как показали исследования, требования к уровню функционирования сердечно-сосудистой системы при физической работе такого рода достаточно высоки. Причиной являются сложнокоординационные упражнения, выполняемые в «циклическом» режиме работы. При этом работа выполняется в темпе музыкального сопровождения, подчас достигающего 150 и более музыкальных акцентов в минуту, а музыка является своеобразным стимулятором, позволяющим работать, не замечая усталости. В этом и кроется некий элемент опасности передозировки физической нагрузки, а поскольку в громадном большинстве занимающиеся - женщины, то здесь еще накладывается и природная эмоциональность контингента.

По мнению многих исследователей [2, 3, 8, 10, 13, 17, 21, 23, 24, 33-49, 56, 58, 59, 60, 61, 62, 63, 65, 66, 68, 69, 72, 73, 74, 75-84, 85, 86, 90, 92, 94, 95, 96, 97, 102, 103], большая популярность аэробики кроется в разносторонности воздействия таких занятий на организм. В частности, аэробика танцевального характера создает хорошие предпосылки для активизации наиболее важных физиологических систем организма - сердечно-сосудистой и дыхательной. В результате регулярных занятий уменьшается подкожная жировая прослойка, снижается вес и меняется в положительную сторону соотношение жировой и мышечной массы, достоверно увеличиваются аэробные возможности организма (по пробе PWC-170) и происходят положительные изменения в сердечно-сосудистой системе, использование средств аэробики в зоне преимущественно умеренной мощности (в среднем, не более 70 % от максимальной интенсивности нагрузок) выгодно отличается от традиционных средств физической подготовки студенток вуза.

Современная оздоровительная аэробика - это очень динамичная структура, которая постоянно пополняет арсенал используемых средств и методов аэробики.

1.3. СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ РАЗЛИЧНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ В ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ АЭРОБИКЕ

1.3.1. АЭРОБИКА И ФИТНЕСС

Развитие комплексных программ оздоровления населения связано с появлением американской системы «фитнесс» (fitness). Этот термин в переводе с английского языка означает: 1) физическая подготовленность; 2) годный, пригодный, соответствующий чему-либо. И то, и другое значение отображает содержание системы фитнесс, поскольку в основе этого движения лежит необходимость регулярных занятий физическими упражнениями для укрепления здоровья.

Система фитнесс в мире понимается как оздоровительные занятия, базирующиеся на средствах и методах бодибилдинга. Американские специалисты преобразовали систему тренировки фитнесс в комплексную программу оздоровления населения, где используются виды двигательной активности, прямо не соотносящиеся со спортом. Фитнесс рассматривается также как образ жизни, составленный из трех частей тренировки, модернового оборудования и изысканной одежды. Все это вместе означает фитнесс-моду.

В настоящее время фитнесс развивается в двух направлениях - спортивном и оздоровительном. Фитнесс как самостоятельный вид спорта и как сложившаяся система физической подготовки пока известен в России довольно узкому кругу специалистов и приверженцев, хотя в некоторых странах уже стал и массовым, и популярным. Соревнования по фитнессу проходят в три тура. В первом туре все участницы демонстрируют свое телосложение, строение и пропорции тела, рельеф мускулатуры, то есть на этом уровне можно провести параллель с бодибилдингом. Но на этом сходство кончается, поскольку во втором туре каждая участница демонстрирует специально подготовленную двухминутную композицию, включающую элементы из спортивной гимнастики, акробатики, спортивной аэробики. Композиция выполняется под музыкальное сопровождение, в идеальном варианте должна представлять из себя законченное произведение с гармоничным сочетанием хореографии, технической сложности исполнительского мастерства и образного решения. При этом учитываются также костюм, прическа, макияж, а также умение установить эмоциональный контакт с публикой. В третьем туре внимание вновь уделяется внешнему виду. В настоящее время уже возникло и переживает период становления оздоровительное направление фитнесса, основанное на оздоровительной аэробике, но включающее в себя фитнесс-конкурсы или фестивали, в которых принимает участие команда любителей-аэробисток.

Анализируя и систематизируя имеющиеся пока немногочисленные материалы по фитнессу, можно сделать вывод, что фитнесс - это вся система оздоровительной физической культуры, включающая здоровый образ жизни (рациональное питание, отказ от вредных привычек, психотренинг и т. п.). Понятие «фитнесс» в настоящее время уже достаточно прочно вошло жизнь россиян. Созданы фитнесс-клубы, издаются журналы, проводятся конкурсы. Поскольку оздоровительная аэробика - это один из видов оздоровительной гимнастики, в частности, и оздоровительной физической культуры, можно с уверенностью сказать, что аэробика - это часть системы фитнесса.

В современной аэробике существует, по данным некоторых авторов, более 200 видов, и это далеко не предел. Современная аэробика и фитнесс - это очень мобильные подвижные системы, постоянно обновляющие арсенал используемых средств, поскольку они представляют из себя кроме всего прочего блестящую коммерческую идею, соединяющую оздоровительные занятия с модой, рациональным питанием, конкурсами и т. п.

Термин «аэробный» означает «живущий в воздухе» или «использующий кислород» [10]. Впервые термин «аэробика» был предложен известным американским специалистом по оздоровительной физической культуре К. Купером. «Аэробикой» автор назвал свою систему оздоровительных физических упражнений для людей различного возраста. Он считал, что для создания полной гармонии организма и психики необходимо удовлетворить три основные потребности человека, и одной из них является аэробная физическая нагрузка. Характеризуя этот вид физических упражнений, К. Купер утверждал, что они предъявляют к организму требования, заставляющие его увеличивать потребление кислорода, в результате чего происходят благоприятные изменения в сердце, легких и сосудистой системе. Аэробика, по К. Куперу, - это систематическое применение продолжительных, умеренных по интенсивности физических упражнений для укрепления здоровья.

Мнение К. Купера по поводу воздействия аэробных физических упражнений согласуется с мнением и других авторов. В работах Американского колледжа спортивной медицины особо подчеркивается, что оздоровительными можно считать лишь аэробные физические упражнения. При этом для достижения оздоровительного эффекта необходимы также следующие условия: 1) участие в работе больших мышечных групп; 2) возможность продолжительного выполнения упражнения; 3) ритмический характер мышечной деятельности. Другими словами, авторы считают оздоровительными упражнения циклического характера. Однако благоприятные изменения в организме наблюдаются и при занятиях гимнастикой, широко распространенной как в оздоровительной, так и в лечебной физической культуре. Таким образом, выход на сцену аэробной гимнастики, каковой, по сути, является танцевальная аэробика, это не модное поветрие, а требование времени. Выполнение танцевальных упражнений спортивногимнастического стиля в течение 30-60 мин по физиологическим показателям оказывает эффект циклической деятельности аэробного характера. Оздоровительная аэробика в том виде, в котором она существует последние 10-15 лет, представляет из себя именно сочетание оздоровительного воздействия физической деятельности аэробного энергообеспечения и разностороннего воздействия гимнастических упражнений. Определение аэробики как танцевальной гимнастики существует и в отечественной теории физического воспитания. Аэробика - комплекс разнообразных физических упражнений, выполняемых под музыку. Она используется в оздоровительных и спортивных целях.

1.3.2. АНАЛИЗ РАЗЛИЧНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ В ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ АЭРОБИКЕ И ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ

Современная оздоровительная аэробика - это очень динамичная структура, которая постоянно обновляет арсенал используемых средств. Появляются все новые и новые виды «аэробических» занятий (по западной терминологии) с использованием различных предметов, тренажеров и других устройств. Воздействие каждого из этих занятий носит специфический, если не сказать специальный, характер. По данным социологических исследований, многие женщины и сами считают, что для того, чтобы занятия были более интересными, необходимо постоянное обновление программ. По мнению некоторых авторов, оздоровительная аэробика - это международное обобщенное название двигательной активности оздоровительной направленности, под которым в настоящее время объединено более двухсот различных направлений и течений.

Назрела необходимость разработки единой классификации всех этих многочисленных направлений. И такие разработки уже имеются.

Попытка создать классификацию направлений и видов оздоровительной гимнастики и оздоровительной аэробики, в частности, представлена Е. Поповой [62].

Оздоровительные виды гимнастики условно разделяются на три группы. В первую входят виды, включающие танцевальные движения. Это ритмическая гимнастика, женская гимнастика, аэробика и другие, содержащие в названии конкретный танцевальный стиль (джаз-гимнастика, диско-гимнастика, модерн-гимнастика). Во вторую группу входят виды, предназначенные для целенаправленного развития форм тела или преимущественного развития определенных функций организма. Это атлетическая гимнастика, фитнесс, калланетика, шейпинг, стретчинг, различные дыхательные, косметические виды гимнастики. В третью группу объединяются виды гимнастики, образовавшиеся на основе восточных философских систем, важнейшей частью которых всегда было совершенствование тела посредством специальных гимнастических упражнений. Это йога, тайцзицуань, цигун и др.

Далее автор дает определение наиболее распространенным видам оздоровительной гимнастики [62]. При этом аэробика разделяется на аэробику спортивную и оздоровительную, оздоровительная же аэробика подразделяется на виды по признаку различной степени интенсивности: 1 - супераэробика (аэробика высокой интенсивности продолжительностью до 1,5 часа); 2 - аэробика высокой интенсивности (аэробика с активным использованием бега и прыжков); 3 - аэробика низкой интенсивности (прыжки и бег исключаются, а преимущество отдается упражнениям в ходьбе и пружинистым движениям в полуприседах). Отдельно стоит фанк-аэробика, степ-аэробика, гидроаэробика.

Калланетика и фитнесс относятся автором к атлетической гимнастике и считаются ее разновидностями. Стретчинг обозначается как «гимнастика», за счет которой обеспечиваются наилучшие условия для растягивания различных мышечных групп.

Многие авторы [12, 14, 15, 16, 30, 70, 71, 88, 89, 99] весь набор видов гимнастики, появившихся в массовой физкультурно-оздоровительной работе в последние десятилетия, относят в раздел нетрадиционных. Таким образом, в одном разделе «нетрадиционных» видов оказались ритмическая гимнастика, аэробика, гимнастика йогов, гимнастика ушу, дыхательная гимнастика и др. Но со временем принцип «традиционности», очевидно, начнет видоизменяться и многие отнесенные в этот разряд виды оздоровительной гимнастики изменят свой статус и станут «традиционными». Следовательно, нам кажется, что в качестве принципов классификации видов следует использовать другие критерии. Дополнительно следует также отметить, что понятие «традиционности» в данном смысле не совсем корректно, так как может рассматриваться и в этнотерриториальном аспекте, то есть для какого-то государства, нации и так далее, а также во временном.

Еще в середине 80-х гг., когда аэробика была несколько другой по характеру используемых движений и носила в нашей стране название «ритмическая гимнастика», рядом авторов [14, 15, 35, 45, 58, 67, 70] была разработана классификация средств ритмической гимнастики, которая легла в основу ее видов. При этом в качестве отправных точек были поочередно взяты такие основополагающие признаки, как внешняя форма движений, цель занятий аэробикой (ритмической гимнастикой), воздействие занятий на функциональные возможности организма. В результате по внешнему признаку средства ритмической гимнастики были разделены на следующие виды: упражнения стоя, в партере, у опоры, без предмета, с предметами и отягощениями. По функциональному признаку были выделены упражнения на сердечно-сосудистую и дыхательную системы, упражнения на мышцы и суставы, упражнения на нервную систему. По целевому признаку все средства ритмической гимнастики были разделены на упражнения, развивающие различные физические качества, психические качества, танцевальность (пластичность, грациозность), а также музыкальность. В зависимости от применения этих средств аналогично классифицировались и виды ритмической гимнастики (аэробики).

В настоящее время в танцевальной аэробике утвердилась классификация применяемых в основной части занятия упражнений по принципу так называемой «ударности», которая в данном случае является критерием интенсивности. Упражнения по технике выполнения делятся на «безударные» (superlow impact) и «низкоударные» (low impact), а также «высокоударные» (high impact). В данном направлении представляют интерес исследования Е.Б. Мякинченко, М.П. Ивлева, M.П. Шестакова [59] о физиологических механизмах, задействованных во время тренировки в базовой аэробике.

Упражнения «низкоударные» характеризуются тем, что при их выполнении хотя бы одна нога находится на опоре и выполняет пружинистые движения в голеностопном суставе. При «безударной» технике движений вся подошва хотя бы одной ноги постоянно находится в контакте с полом. Вариант «высокоударной» техники выполнения упражнений характеризуется наличием безопорной фазы, то есть включает элементы бега и прыжков.

1.4. КЛАССИФИКАЦИЯ ВИДОВ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ АЭРОБИКИ И ИХ КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

Наиболее разработанной, устоявшейся, строго регламентированной системой является базовая (классическая) аэробика. Как и любая научно обоснованная система физических упражнений, она базируется на основных педагогических принципах, а именно индивидуализации, постепенности, доступности и др. Так, в базовой аэробике строго исключается ряд упражнений, оказывающих отрицательное воздействие на опорно-двигательный аппарат, как, например, глубокие резкие приседания, наклоны с прямыми ногами, экстремальные растяжки, круговые движения головой, прогибы в поясничном отделе позвоночника и т. д.

Базовая аэробика - это некий синтез общеразвивающих и гимнастических упражнений, бега, подскоков, скачков, выполняемых без пауз отдыха (поточным методом) под музыкальное сопровождение 120-160 ударов в минуту. Обычно эти упражнения выполняются в положении стоя (на месте, с продвижением вперед, назад, в сторону), лежа, сидя, в упорах (в партере). При этом в силовой части занятия широко применяются отягощения (от 1500 до 2000 г), эспандеры, различные резиновые амортизаторы.

Специалисты выделяют аэробику с низким (low impact), средним (middle impact) и высоким (high impact) уровнем нагрузки. При этом уровень физической нагрузки тесно связан с техникой выполнения движений. Первый рекомендуется для начинающих, третий - для подготовленных, второй - промежуточный вариант. Первый вариант техники - это низкоударная нагрузка (low impact). Он означает, что хотя бы одна нога находится на опоре и выполняет пружинистые движения в голеностопном суставе. Как разновидность этого вида кого техники существует и безударная нагрузка (super low impact), при этом вся подошва хотя бы одной ноги постоянно находится в контакте с полом. Тренировочный эффект подобных занятий при традиционных трехразовых занятиях в неделю будет носить поддерживающий характер.

Хореографическая иерархия базовой аэробики включает в себя простейшие шаги, специфические шаги (движения), подскоки, скачки, элементы, части или блоки и комбинации. В аэробику низкой интенсивности входят довольно простые по координации шаги, движения руками, позволяющие формировать базовые навыки, элементы «аэробической школы». Для базовой аэробики низкой ударности характерно положение одной стопы на полу во время выполнения различного рода передвижений.

Базовая (классическая) аэробика высокой ударности содержит большее количество беговых упражнений, скачков, подскоков. Повышается темп выполнения движений, усложняется хореография, удлиняются композиции. Техника выполнения основных движений характеризуется кратковременным отрывом двух стоп от пола (небольшая фаза полета). В хореографические композиции включены такие элементы техники, как высокоамплитудные движения в быстром темпе, быстрые смены положения звеньев тела, а также элементы техники, получившие название «plyometric». Это дополнительная нагрузка мышц за счет уменьшения углов в суставах, имитация движений конькобежцев на скользкой доске с упорами для ног в слайд-аэробике. Уровень энергозатрат при такой интенсивности работы составляет 60 % и выше от МПК, что означает физическую работу в зоне относительной мощности выше порога анаэробного обмена (ПАНО). Регулярная работа в такой зоне повышает функциональные возможности сердечно-сосудистой и дыхательной систем.

Следует отметить, что понятие «низкая ударность» не дает представления о степени нагрузки на сердечно-сосудистую систему. Программа «Low impact», построенная на движениях с большой амплитудой, может быть в той же мере интенсивна, как и локальная работа в системе «High Impact». Однако в программах высокой интенсивности нагрузка на суставы и позвоночник выше.

Степ-аэробика появилась в 80-х гг. и быстро завоевала популярность. Уже в середине 90-х гг. в США ею занималось около 9 млн людей. В таких странах, как США, Германия, Дания, Швеция и др., степ-аэробика составляет около 50 % от всех видов аэробики. Особенностью ее является использование специальной степ-платформы, производство которой стало развиваться с выходом этой разновидности на «аэробическую сцену». Платформа позволяет выполнять различные шаги, подскоки на нее и через нее в различных направлениях. Ее можно применять для выполнения упражнений на мышцы брюшного пресса, спины, а также использовать как отягощение для развития силы и силовой выносливости рук и плечевого пояса. Регулируемая высота платформы позволяет заниматься в одной группе людям различного уровня физической подготовки. Подъем и спуск с платформы по интенсивности приравнивается к бегу со скоростью 12 км/ч.

В основе степ-аэробики лежит в основном хореография базовой аэробики, что не исключает, однако, некоторой танцевальной стилизации.

Слайд-аэробика - это одна из форм аэробики, в которой используется специальное полимерное покрытие и специальная обувь (носки). Размер покрытия: 183 см длиной и 61 см шириной. Упражнения напоминают движения конькобежца.

Научные исследования показали, что занятия на слайде являются высокоэффективным видом тренировок. Слайд тренирует сердечно-сосудистую систему, развивает выносливость, равновесие и ловкость, а также укрепляет мышцы ног, особенно приводящие и отводящие. За 30 мин тренировки на слайде сгорает 250 калорий при весе 68 кг. На сегодняшний день слайд является одним из самых эффективных видов занятий для снижения жировой прослойки.

В повседневной жизни большинство видов движений человек совершает в сагиттальной плоскости по направлению вверх/ вниз или вперед/назад. Фронтальная плоскость используется редко. Занятия на слайде восполняют этот пробел, при этом организм испытывает минимальную физическую нагрузку.

К танцевальной аэробике относятся фанк-аэробика (Funk-Aerobic), сити-джэм (City-Jam), хип-хоп (Hip-Hop), латин-аэробика (Latin-Aerobic), афро-аэробика (Afro-Aerobic), кардио-фанк (Cardie-Funk), самба-аэробика (Samba-Aerobic) и др. Типичным для данных видов аэробики является использование различных танцевальных движений под музыку, соответствующую тому или иному танцу. Важным эмоциональным и мобилизующим фактором в этих программах является музыка. Следует отметить, что в основе большинства упомянутых танцев лежит своеобразная джазовая техника движений. Европейский способ танца, а также общеразвивающих и гимнастических движений требует удержания туловища выпрямленным, закрепощенным, с повышенным тонусом мышц брюшного пресса и ягодичных мышц. Эти характерные черты присущи и базовой аэробике. В джазовом танце используется принцип полицентрики. Движения как бы выходят из разных центров, различные части тела двигаются как бы независимо друг от друга.

Аквааэробика. Водная среда создает специальные условия для выполнения движений, замедляется темп их выполнения, в одних случаях облегчаются условия их исполнения, в других - усложняются. Различают аэробику в глубокой и неглубокой воде. По степени нагрузки на сердечно-сосудистую систему и опорнодвигательный аппарат аквааэробика может быть низкой, средней и высокой интенсивности. Международная ассоциация водных упражнений (АЕА) рекомендует при занятиях в воде использовать темп воды и полтемпа воды.

Для занятий в воде применяется различное оборудование, которое может также использоваться для изменения интенсивности. Это пояса, жилеты, гантели, манжеты для рук, ног, а также специальные планки, перчатки, ласты и весла.

Резист-А-бол-аэробика (Фит-бол) - аэробика преимущественно партерного характера с использованием специальных резиновых мячей большого размера. Сидя на мяче или опираясь на него различными частями тела, а также опираясь мячом о стенку, можно бесконечно менять исходные положения и выполнять большое количество упражнений, оказывающих изолированное воздействие на различные группы мышц. Эта аэробика забавна, вносит разнообразие в занятия и благотворно воздействует (что доказано медицинскими исследованиями) на состояние спины и позвоночника. Во время тренировки решаются следующие задачи:

  • тренировка двигательного контроля и равновесия;
  • тщательная проработка тех групп мышц, которые невозможно тренировать во время обычных аэробных занятий;
  • снятие нагрузки с позвоночника, перераспределение тонуса всех групп мышц для тренировки правильной осанки тела, чувства естественной координации;
  • одновременная тренировка мышц спины и брюшного пресса, которая является залогом отсутствия болей в спине;
  • проведение стретчинга всех групп мышц.

Аэробика с использованием ботинок-тренажеров «Эксолоперс» (иногда именуемая «кенгуробика») - это базовая оздоровительная аэробика, упражнения которой выполняются в специальных ботинках-тренажерах. Это изобретение представляет собой нечто вроде роликовых коньков, где вместо роликов имеется миниатюрная рессора наподобие подкидного гимнастического мостика. Использование этого приспособления позволяет снизить нагрузку на коленные и голеностопные суставы, что важно при выполнении большого количества прыжков. Занятия эти эмоциональны и вносят элемент развлечения. Однако длительная работа в таких «прыгунках» несет в себе серьезную нагрузку на сердечно-сосудистую систему, что продемонстрировали физиологические исследования. Немаловажное значение имеет и то, что каждый ботинок весит 1,5 кг. Такая аэробика (которую с полным правом можно назвать «анаэробикой») рекомендуется для хорошо подготовленных занимающихся и профессиональных спортсменов.

Памп-аэробика - аэробика атлетической направленности с использованием штанги, что не мешает, однако, развивать и выносливость. Применяются специальные штанги различного веса в виде гимнастических палок; рекомендуется для подготовленных занимающихся.

Анализ и систематизация имеющихся направлений и видов современной танцевальной аэробики позволили разработать следующую классификацию.

В качестве определяющих признаков были взяты: целевая направленность занятий, мероприятий, организационно-методическая форма их проведения, преимущественное использование средств физкультурно-спортивной деятельности, функциональная направленность, степень интенсивности нагрузки; анатомический признак, возрастной состав, половой состав, место (среда) проведения занятий, мероприятий, количественный состав, биомеханический признак (по взаимодействию с опорой), техническая оснащенность.

Ниже, на рисунке, представлена классификация видов оздоровительной аэробики. При этом, как видно из предложенной схемы, между отдельными блоками имеется взаимосвязь. Это означает, что, к примеру, преломив оздоровительную аэробику для подростков в блок «целевая направленность», получаем около пяти видов подростковой оздоровительной аэробики, а преломив таким же образом рекреативную аэробику в блок «техническая оснащенность», получаем десять и более видов поддерживающей аэробики, причем число это постоянно растет.

Рассмотрим каждый блок классификации в отдельности.

По целевой направленности все виды оздоровительной аэробики разделяются на кондиционные виды, рекреационные виды, реабилитационные (в т. ч. лечебную физкультуру) виды и профилактические виды оздоровительной аэробики:

Оздоровительная аэробика
признак: целевая направленность

  • кондиционная аэробика
  • рекреативная аэробика
  • реабилитационная аэробика
  • профилактическая аэробика

Идентифицировать поддерживающий и развивающий режим (кондиционные виды) физической нагрузки можно также, опираясь на общепринятые зоны относительной мощности физической нагрузки, определяемые по уровню ЧСС.

По организационно-методической форме проведения занятий, мероприятий оздоровительная аэробика делится на шоуаэробику, фестивали, конкурсы (соревнования), урочные и неурочные формы занятий, а также аэробику по типу круговой тренировки:

Оздоровительная аэробика
признак: организационно-методическая форма проведения занятий, мероприятий

  • шоу-аэробика
  • фестивали
  • конкурсы (соревнования)
  • урочная
  • неурочная
  • круговая тренировка

По преимущественному использованию средств физкультурно-спортивной деятельности оздоровительная аэробика разделяется на следующие виды: базовая, танцевальная, с элементами боевых видов спорта и единоборств, с элементами гимнастики йогов, гимнастики ушу, комплексная:

Оздоровительная аэробика
признак: преимущественное использование средств физкультурно-спортивной деятельности

  • классическая
  • танцевальная
  • с элементами боевых видов спорта и единоборств
  • с элементами йоги
  • с элементами ушу

Классической (базовой) аэробикой называют такую, в которой аэробная серия упражнений построена на основе так называемых базовых шагов, соединений и комбинаций различного уровня интенсивности. В танцевальной аэробике аэробная часть занятия основана на стилизованных танцевальных упражнениях. Аэробика с элементами боевых искусств, гимнастики йоги и ушу построена на использовании элементов этих систем.

По функциональной направленности оздоровительную аэробику можно разделить по преимущественному наличию в комплексе аэробных, анаэробных или силовых серий упражнений.

Оздоровительная аэробика
признак: функциональная направленность (в том числе по физическим качествам)

  • аэробная
  • анаэробная
  • силовая
  • комплексная

Наиболее оптимальный комплекс - тот, который содержит все виды упражнений в оптимальном соотношении. Такую аэробику называют комплексной.

По степени интенсивности нагрузки оздоровительную аэробику разделяют на аэробику низкой, средней, высокой интенсивности и аэробику комплексную:

Оздоровительная аэробика
признак: степень интенсивности нагрузки

  • низкая
  • средняя
  • высокая
  • комплексная

По анатомическому признаку оздоровительная аэробика разделяется на аэробику для рук и плечевого пояса, для ног и тазового пояса, для туловища, для всего тела:

Оздоровительная аэробика
признак: анатомический

  • для рук и плечевого пояса
  • для ног и тазового пояса
  • для туловища
  • для всего тела

По возрастному составу оздоровительная аэробика делится на аэробику детскую, подростковую, молодежную, аэробику для среднего и пожилого возраста:

Оздоровительная аэробика
признак: возрастной состав

  • детская
  • подростковая
  • для среднего возраста
  • для пожилого возраста
  • смешанная

Все эти виды оздоровительной аэробики имеют свою методику построения и проведения занятий.

По половому составу оздоровительную аэробику делят на мужскую, женскую и смешанную:

Оздоровительная аэробика
признак: половой состав

  • женская
  • мужская
  • смешанная

По месту (среде) проведения занятий можно выделить оздоровительную аэробику в спортивном зале, на свежем воздухе, в водной среде (аквааэробика), на снегу, на льду, а также комплексную:

Оздоровительная аэробика
признак: место (среда) проведения занятий

  • аэробика в спортивном зале
  • аэробика на воздухе, на льду, на снегу
  • аэробика в воде (аквааэробика)
  • комплексная

По количественному составу различают оздоровительную аэробику групповую, индивидуальную (без преподавателя), а также персональную (с преподавателем):

Оздоровительная аэробика
признак: количественный состав

  • групповые
  • индивидуальные (без преподавателя)
  • персональные (с преподавателем)

По биомеханическому признаку (взаимодействию с опорой) различают аэробику, включающую движения, имеющие безопорную фазу (полета) и не имеющие такой фазы, а также смешанную:

Оздоровительная аэробика
признак: биомеханический (по взаимодействию с опорой)

  • с опорной фазой
  • с безопорной фазой
  • смешанная

По технической оснащенности выделяют аэробику с предметами (скакалка, гимнастическая палка, мяч и др.), с отягощениями (гантели, штанга, резиновый амортизатор, экспандер), с использованием специального оборудования (степ-платформа слайд-доска; большой резиновый надувной мяч, велотренажер и т. д.). Таким образом, выделяются следующие виды оздоровительной аэробики:

Оздоровительная аэробика
признак: техническая оснащенность

  • без предметов, снарядов, оборудования
  • с предметами (скакалка, мяч, гимнастическая палка ит.д.)
  • с гантелями, штангой
  • с резиновым амортизатором
  • с эспандером
  • степ-аэробика
  • слайд-аэробика
  • резист-А-бол-аэробика
  • сайкл-аэробика
  • кенгуробика
  • комплексная

Подводя итог, можно констатировать следующее:

  • классификация видов и направлений в современной оздоровительной аэробике, построенная на основе ряда определяющих признаков, включила в себя все имеющиеся разновидности занятий;
  • при образовании новых направлений и разновидностей этого вида оздоровительной активности можно без труда найти им место в имеющейся классификации, расширив какой-либо из блоков.

1.5. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ И ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ В КЛАССИЧЕСКОЙ АЭРОБИКЕ

Обучение упражнениям - это педагогический процесс, требующий планомерной и методически правильной организации действий преподавателя и ученика. Это процесс направлен на решение основных задач обучения: формирование двигательных навыков и умений, развитие комплекса физических качеств, воспитание нравственно-волевых качеств занимающихся. Обучение упражнениям строится на основе общеизвестных дидактических принципов - исходных теоретических положений, определяющих действия преподавателя и ученика. В процессе занятий выполняются различные упражнения, разучиваются новые и повторяются старые, при этом движения вступают в определенное взаимодействие. Результатом взаимодействия может быть облегчение в изучении некоторых упражнений (положительный перенос) или затруднение в обучении некоторым упражнениям (отрицательный перенос).

При организации и планировании занятий, а также при непосредственном разучивании упражнений классической аэробики важно учитывать следующие особенности взаимодействия движений:

  1. Эффект положительного взаимодействия движений оказывается большим на ранних стадиях освоения нового движения.
  2. Последовательное разучивание движений более эффективно для исключения отрицательного переноса, чем одновременное (параллельное).
  3. При выборе родственных движений (пары, группы) и определении их сходства следует ориентироваться не только на форму (внешние признаки), но и детально оценивать структуру движений, в частности, их количественные показатели: амплитуду, время, усилие, скорость, ритм и др.

Процесс обучения упражнению представляет собой определенную систему действий ученика и преподавателя, в котором можно выделить три взаимосвязанных этапа обучения: начальное обучение, углубленное разучивание, закрепление и совершенствование движения. Последовательное решение задач на каждом этапе обучения упражнениям связано с использованием конкретных приемов и методов. Перед непосредственным разучиванием нового упражнения у преподавателя должна быть полная программа предстоящих действий. Одной из форм планирования обучения является алгоритмизация.

Методика составления предписаний алгоритмического типа предусматривает разделение учебного материала на части (учебные задания), которые осваиваются в строгой последовательности. При этом только овладение предыдущей серией учебных заданий дает право переходить к следующей. Алгоритмизация дает возможность эффективно использовать метод срочной информации, моделирование педагогических действий, а также различные технические средства обучения. При составлении предписаний алгоритмического типа необходимо учитывать специфические особенности процесса, который должен предшествовать обучению, то есть систематизировать учебный материал, на который будут составляться алгоритмические предписания, а также соблюдать правила составления предписаний.

Основные требования к предписаниям алгоритмического типа следующие:

  1. Предписания должны точно указывать характер каждого действия.
  2. Предписания могут быть составлены как для одного двигательного действия, так и для серии двигательных действий.
  3. Все серии учебных заданий должны быть взаимосвязаны различными вариантами зависимости, и сложность их должна нарастать последовательно.

Каждая серия заданий направлена на решение определенной задачи: развитие физических качеств, освоение исходных или конечных положений, разучивание основных двигательных действий, выполнение подводящих упражнений и др.

Подобный способ организации обучения относится к так называемому линейному программированию, суть которого сводится к тому, что обучение несложным гимнастическим упражнениям может быть упорядочено, алгоритмизировано путем последовательного применения ряда характерных серий упражнений, предназначенных для формирования ключевых положений тела занимающегося, исходных двигательных действий, двигательных качеств, соответствующих запросу на данное упражнение, а также упражнений дифференцирующего и связующего характера.

Чтобы процесс стал надежно обучаемым, необходимо соблюдать следующие требования:

  1. Определение цели обучения и совокупности операций, подлежащих усвоению.
  2. Пооперационное разделение учебного материала на оптимальные по трудности порции.
  3. Наличие непрерывного контроля качества усвоения, дозированного материала с обратной связью от ученика к учителю.
  4. Гибкая дифференциация обучения в зависимости от качества усвоения материала, с адаптацией по темпам работы и сложности предъявляемого материала.
  5. Использование обучающей программы и специализированных технических средств обучения.

Обучающая программа имеет определенное число кадров.

Преломляя вышеизложенный в данном разделе материал к организационно-методическим формам обучения и проведения занятий в классической аэробике, считаем целесообразным определить следующую последовательность освоения двигательного материала, используемого на занятиях аэробикой:

Двигательные действия >>>>> Упражнение (повторение однотипных движений, возможно образование серии из этих движений) >>>>> Соединение (последовательное выполнение различных двигательных действий) >>>>> Комбинация (состоит из нескольких соединений, выполняемых в одну и другую сторону) >>>>> Части комплекса (определенное количество комбинаций) >>>>> Комплекс упражнений классической аэробики.

Выполняя несколько повторений данного движения (с возможным усложнением, включая повороты и перемещения, а также добавляя движения руками), мы делаем серию движений с паузой активного отдыха длительностью 20-30 с. Активный отдых подразумевает переход к упражнению менее сложному по координации (например, к маршу на месте). Выполняя последовательно различные по структуре упражнения, мы получаем соединение движений. Различные соединения формируют комбинацию, в которой упражнения выполняются в одну и другую сторону. Несколько комбинаций образуют часть занятия.

Так или иначе, но основа занятия классической аэробикой - это однотипные движения, которые можно назвать движениями профилирующими или базовыми. Как доказано исследованиями, профилирующие упражнения лежат в основе начальных этапов формирования двигательных навыков при изучении каждой группы однотипных движений.

Изучение базового движения может осуществляться несколькими методами: словесным, методом показа, методом целостного разучивания упражнения и методом расчлененного разучивания упражнения [28]. Анализ уроков классической аэробики показал, что все эти методы широко используются при обучении. Обычно они используются комбинированно, то есть показ сопровождается словесным комментарием. Поскольку оздоровительная аэробика - это такой вид деятельности, когда преподаватель организует процесс, что называется, «в живую», то требования к показу здесь особые. Во-первых, широко используется зеркальный показ, а также показ спиной к занимающимся. Вовторых, используется так называемый акцентируемый показ отдельных фаз движения. Показ обязательно сопровождается подсчетом и методическим комментарием. При этом необходимо осуществлять визуальный контроль за занимающимися, что кроме правильности обучения обеспечит еще и безопасность на занятии. Возможно также использование такого широко применяемого в гимнастике приема, как проводка по движению.

Что касается обучения комбинациям двигательных действий в аэробике, то здесь широко используется метод расчлененного обучения. Хореографические аэробные комбинации могут быть очень сложными для начинающих. Анализ обучающих видеопрограмм и профессиональной деятельности по оздоровительной аэробике позволил выделить следующую методику расчлененного обучения, наиболее часто использующуюся на уроках.

Вся комбинация разбивается на доли (кадры). Вначале изучается первое движение. Используется выполнение упражнения без рук, затем добавляются движения руками. Темп музыки постоянный. После этого разучивается второе движение таким же способом. Далее оба движения соединяются, то есть выполняются слитно. После этого разучивается третье движение и, в свою очередь, присоединяется к уже разученной цепочке. Все последующие движения «нанизываются» в комбинацию таким же образом. Готовая комбинация отрабатывается целиком, многократно выполняясь под музыку. При необходимости комбинация отрабатывается по частям.

Особое значение в обучении имеет музыкальное сопровождение. Как известно, значение музыкального сопровождения на занятиях гимнастикой состоит в следующем:

  1. содействует эстетическому воспитанию занимающихся;
  2. повышает эмоциональность занятия;
  3. обеспечивает большую действенность упражнений;
  4. освобождает преподавателя от подсчета во время проведения занятия.

Оздоровительная аэробика - вид деятельности, в котором музыкальное сопровождение играет главенствующую роль. Отсюда и особые требования к музыкальной подготовке преподавателя. Но музыкальное сопровождение, безусловно, облегчает работу преподавателя, который может не обременять себя подсчетом, направив свою энергию на контроль за обучением и безопасностью занимающихся. Музыкальное сопровождение с ярко выраженными ритмическими акцентами можно использовать как методический прием в обучении. Движение раскладывается по музыкальным акцентам, что повышает эффективность всего процесса.

Отдельно необходимо отметить форму организации занимающихся на уроке. Как правило (и в подавляющем большинстве случаев это именно так), используется фронтальный способ проведения занятия. Реже используется построение в круг или квадрат. На семинарах и конвенциях часто используются сквозные подходы двух групп занимающихся для активизации их внимания.

1.6. ДВИГАТЕЛЬНЫЕ ДЕЙСТВИЯ И СТРУКТУРА ЗАНЯТИЯ В КЛАССИЧЕСКОЙ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ АЭРОБИКЕ

1.6.1. СТРУКТУРА ЗАНЯТИЯ

Структура урока оздоровительной аэробики такова: разминка, аэробная часть, «заминка», партерные упражнения, заключительная «заминка». При средней длительности занятия в 60 мин длительность его частей будет следующая: разминка - 10 мин, аэробная часть - 25 мин, заминка - 3 мин, партерная часть - 15 мин, заключительная заминка - 7 мин.

В разминку включаются упражнения низкой ударности, низкой интенсивности (приставные шаги, марш на месте, полуприседания, виноградная лоза и т. д.), а также стретчинг с небольшой амплитудой движений. В аэробной части занятия выполняются упражнения низкоударные, низкой и высокой интенсивности и высокоударные (с большой амплитудой движений) (подъем коленей, подскоки, прыжки, бег).

Первая заминка - это танцевальные низкоударные упражнения низкой интенсивности.

В партерной части выполняются упражнения на развитие силы мышц рук, спины, груди, брюшного пресса и ног.

Вторая (заключительная) заминка - это танцевальные низкоударные упражнения низкой интенсивности.

1.6.2. КЛАССИФИКАЦИЯ ОСНОВНЫХ ДВИГАТЕЛЬНЫХ ДЕЙСТВИЙ АЭРОБНОЙ ЧАСТИ ЗАНЯТИЯ

Аэробная часть занятия в классической аэробике строится на основе разнообразных так называемых «базовых» шагов и прыжков. В настоящее время имеющиеся классификации этих двигательных действий сводятся к обычному их перечислению. В лучшем случае им отводится определенное место в блоке «низкоударных» или «высокоударных» упражнений.

Упражнения аэробного воздействия образуют так называемую аэробную часть занятия и несут функциональную основную нагрузку на сердечно-сосудистую и дыхательную систему. Это основные базовые шаги различной степени интенсивности, при этом выполняемые движения руками также вносят существенный вклад в степень физической нагрузки на организм. Упражнения эти следующие.

Основные базовые шаги

Низкая ударность, низкая интенсивность:

  1. Марш (march).
  2. Приседание (squat).
  3. Приставной шаг (step touch).
  4. Виноградная лоза (grape vine).
  5. Два приставных шага в сторону (step line).
  6. V-шаг (V-step).
  7. Шаг с поворотом (pivot turn).
  8. Выставление ноги на носок и пятку (toe touch, heel touch);
  9. Открытый шаг (open step).
  10. Выпад (lunge).
  11. Мамбо.
  12. Скрестный шаг (cross step).

Низкая ударность, высокая интенсивность:

  1. Подъем колена вверх (knee up).
  2. Подъем ноги в сторону (lift leg side).
  3. Захлест ноги назад (leg curl).
  4. Махи, сгибая - разгибая ногу (kick).

Высокая ударность:

  1. Бег.
  2. Подскоки.
  3. Прыжки.
  4. Прыжки ноги вместе и ноги врозь (jumping jack).

Движения руками

Движения низкой амплитуды:

  1. Сокращение бицепса (biceps curl).
  2. Низкая гребля (low row).
  3. Низкий удар (low pinch).
  4. Сокращение трицепса сзади (triceps press back).

Движения средней амплитуды:

  1. Высокая гребля (upright row).
  2. Подъемы рук в стороны (side lateral rises).
  3. Подъемы рук вперед (front shoulder rises).
  4. Плечевой удар (shoulder punch).
  5. Двойной боковой в сторону (double side out).
  6. Вперед - в сторону (L-side).

Движения высокой амплитуды:

  1. Сгибание рук над головой (alternating overhead press).
  2. Вперед - вверх (L-front).
  3. Вверх - вниз (slice).

Базовые шаги с движениями руками составляют значительную часть аэробной части занятия как в базовой аэробике, так и в степ-аэробике, а также в слайд-занятиях и других видах оздоровительной аэробики. Меняется техника их выполнения в зависимости от использования технических средств (степ-платформы, слайд-покрытие и обувь), меняется хореография и характер выполнения, но структура этих упражнений остается.

Упражнения на силу - это различные упражнения силового характера, большинство из которых выполняются в партере. Исходные положения и техника выполнения этих упражнений подобраны таким образом, чтобы обеспечить избирательное воздействие на различные группы мышц. Режим работы подбирается в зависимости от задач.

Упражнения на гибкость - это так называемый стретчинг, то есть упражнения на растягивание. Есть пять основных видов стретчинга: статический стретчинг, статический с посторонней помощью, баллистический стретчинг, проприоцептивный стретчинг, динамический стретчинг. Стретчинг в занятиях аэробикой используется в разминке, в партерной части занятия, а также в заминке. Использование упражнений на растягивание в разминке позволяет эффективно разогреть те группы мышц, которые будут в наибольшей степени вовлечены в работу. В партерной части занятия упражнения стретчинга используются в целях повышения гибкости мышц, связок и суставов. Для этого существует специальная методика их применения, включающая количество повторений упражнения, методику их чередования, время удержания максимальной амплитуды упражнения и т. д.

Анализ многолетних педагогических наблюдений на семинарах и конвенциях по аэробике и фитнессу, анализ видеокассет и мастер-классов ведущих специалистов российской и зарубежной оздоровительной аэробики позволил выделить следующие базовые виды двигательных действий в основной части занятия:

1 группа. Шаги спортивно-гимнастического стиля.
2 группа. Движения ногами.
3 группа. Подскоки, бег, прыжки.
4 группа. Повороты.

При этом 1 и 2 группы двигательных действий относятся к блоку так называемой «низкой и средней ударности», а 3 и 4 - к блоку «высокой ударности».

Анализ биомеханической структуры двигательных действий аэробной части занятия в оздоровительной аэробике и их внешней формы позволил выделить следующие группы движений.

Напомним, что все двигательные действия разделяются по признаку так называемой «ударности» на две категории: упражнения низкой ударности и упражнения высокой ударности. При этом упражнения низкой ударности, в свою очередь, делятся на две группы: низкой и высокой интенсивности.

В раздел упражнений низкой ударности и низкой интенсивности относятся шаги, приставные шаги, шаги танцевального стиля, а также пружинистые различные движения ногами.

В раздел упражнений низкой ударности и высокой интенсивности - амплитудные движения ногами

В раздел упражнений высокой ударности - беговые и прыжковые упражнения.

Включая упражнения 4 группы (повороты) и изменяя направление перемещений, можно значительно разнообразить упражнения.

1.6.3. СТРУКТУРА ДВИГАТЕЛЬНЫХ ДЕЙСТВИЙ В ПАРТЕРНОЙ ЧАСТИ ЗАНЯТИЯ

Силовая статодинамическая работа мышц в партерной части занятия, направленная на развитие силы и коррекцию фигуры, не является предметом данного исследования. Однако мы сочли необходимым отметить главные отправные моменты этой части занятия, классификацию двигательных действий и методику работы преподавателя, тренера-методиста.

В партерной части занятия направленность упражнений силовая. Также используются упражнения на гибкость (стретчинг) тех мышц, которые подвергались силовой тренировке. Преимущество отдается «проблемным» зонам тела (живот, бедра, ягодицы), хотя силовой тренировке подвергаются все мышцы тела. Что касается внешней структуры движений, то исходное положение подбирается таким образом, чтобы обеспечить изолированную, по возможности, работу необходимой группы мышц.

Стретчинг является существенным составным элементом силовой тренировки, увеличивает амплитуду движений в суставах, ускоряет восстановление организма после интенсивных физических нагрузок, предупреждает травмы. Как правило, упражнения стретчинга применяются в разминке и в заключительной части занятия. Исходные положения при выполнении упражнений подбираются таким образом, чтобы обеспечить максимальное растягивание тех мышечных групп, которые подвергались силовой тренировке. Классификация упражнений при стретчинге в основном осуществляется по анатомическому признаку:

  • упражнения для мышц брюшного пресса (верхняя, нижняя части, боковые мышцы туловища);
  • упражнения для мышц спины (верхняя и нижняя части);
  • упражнения для мышц рук (бицепс, трицепс);
  • упражнения для мышц бедра (наружная, внутренняя, передняя, задняя поверхности);
  • упражнения для мышц ягодиц;
  • упражнения для мышц груди;
  • упражнения для мышц голени.

1.6.4. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ УПРАЖНЕНИЙ КЛАССИЧЕСКОЙ АЭРОБИКИ В ДРУГИХ ВИДАХ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ АЭРОБИКИ

Анализ двигательных действий в других видах оздоровительной аэробики (степ-аэробика, слайд-аэробика, аэробика с отягощениями и штангой, аэробика с резиновым амортизатором, резист-а-бол-аэробика, аэробика танцевальной направленности) позволил сделать вывод, что базовые упражнения классической аэробики являются основой подавляющего большинства движений в других видах аэробики. Вероятно, в большей степени это касается степ-аэробики, где процент движений классической аэробики, очевидно, близок к 90 %.

В степ-аэробике используются: шаг ноги врозь - ноги вместе с перемещением (V-step), приставной шаг с касанием (steptouch) в различных вариантах, шаг ноги врозь - ноги вместе (straddle), поднимание прямых и согнутых ног, выпады, подскоки, прыжки, галоп и т. д. Сочетание этих и других шагов с особенностями оборудования дает огромное количество разнообразных движений (Step-Reebok, 1994).

Специфика слайд-аэробики заключается в том, что все движения выполняются на доске с полимерным покрытием и в специальной обуви (носки), которая обеспечивает оптимальное скольжение по этому покрытию. Техника выполнения большинства движений сходна по структуре с движениями классики. Так, базовое скольжение (basic slide) есть не что иное, как модификация приставного шага с касанием, также выполняются модификации подъемов ног, сгибаний ног (захлесты), шагов с поворотами. Анализ двигательных действий слайд-аэробики позволяет сделать вывод, что подавляющее большинство движений имеет структурное сходство с упражнениями классической аэробики, хотя процент этих «заимствованных» движений ниже, чем в степ-аэробике.

Танцевальную оздоровительную аэробику отличает стилистика движений. Все движения классической аэробики выполняются там с некоторыми модификациями, имитирующими стиль того или иного направления. Завершающую точку в этом играет музыка. Педагогический анализ уроков танцевальной аэробики (фанк-аэробика, сити-джем-аэробика, латин-аэробика, джазаэробика, афро-джаз-аэробика, хип-хоп-аэробика), просмотр видеокассет позволяют сделать заключение, что не менее 80-90% упражнений классической аэробики имеет место в аэробике танцевальной.

Что касается других видов аэробики (резист-А-бол-аэробика, аквааэробика, аэробика с отягощениями и штангой, аэробика с резиновым амортизатором и др.), то процент базовых движений классики в них, в зависимости от специфики, варьируется от 40 до 50%.


Источник: http://bmsi.ru/doc/a0c5c3e6-59b0-4f5e-88c2-7d477471db01


Поделись с друзьями



Рекомендуем посмотреть ещё:



Реферат современные оздоровительные системы физического Идеи к новому году мастер класс

Современная оздоровительная аэробика связана с именем кого Современная оздоровительная аэробика связана с именем кого Современная оздоровительная аэробика связана с именем кого Современная оздоровительная аэробика связана с именем кого Современная оздоровительная аэробика связана с именем кого Современная оздоровительная аэробика связана с именем кого Современная оздоровительная аэробика связана с именем кого Современная оздоровительная аэробика связана с именем кого Современная оздоровительная аэробика связана с именем кого

ШОКИРУЮЩИЕ НОВОСТИ